четверг, 31 мая 2012 г.

Отказываюсь "взрослеть"

По долгу службы я всегда стараюсь следить за своей речью: тем, что я говорю, что хочу сказать и КАК я это говорю. И не раз (мягко говоря!) замечала за собой грешок немного преувеличивать масштабы описываемого. И так с детства...
А потом я стала замечать это не только за собой, но и за многими моими друзьями-знакомыми, коллегами, просто случайно встретившимися персонажами, общественными деятелями. Возьмем для наглядного примера заядлых рыбаков: обычно вместо реальных скромных (или, скорее, стандартных) размеров пойманной рыбки они, рассказывая об улове, увеличивают их в разы. То же самое преувеличение можно услышать почти каждый день: как много людей оказалось на демонстрации, как долго пришлось ждать задержку самолета, сколько голубей (в Греции попугаев) сидело на проводах и т.д.
Я как-то поймала себя на мысли, что сначала, слушая таких вот незадачливых рассказчиков-любителей преувеличивать, я скорее начинала им не доверять и скептически относиться ко всему, что они говорят. Но сейчас все больше и больше понимаю, что, во-первых, я сама оказалась в топ-100 таких повествователей, а во-вторых, я как будто перефразирую их "преувеличенные" фразы про себя. Например, "из окна дома я увидел штук 20 бродячих собак и очень испугался". В своем сознании я срочно пугаюсь вместе с рассказчиком и делаю на это поблажку, представляя в реальности стайку из от силы 5 животных. 
Так вот, любовь к преувеличениям я решила списывать на чрезмерную эмоциональность и относиться к ней снисходительно и с пониманием. И даже умилением:) 
А еще мне нравится, когда в разговоре употребляют не числительные, а пытаются выразить количество не связанными с цифрами словами. И вообще мало говорят о суммах, массах, достатке, итоге и прочем. Ценить это я научилась у "Маленького принца" Сент-Экзюпери, помните: 
"Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!» Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться."
А еще греческий язык мне нравится тем, что в нем идеально сочетаются любовь к преувеличениям и числительные. Всем известно, что для передачи состояния вроде "очень счастливый, самый счастливый" достаточно добавить наречие "очень" (πολύ) к прилагательному "счастливый" (ευτυχισμένος). Но греки на этом не остановились!:)
Помимо стандартной фразы "очень счастливый" (πολύ ευτυχισμένος) они скажут τρισευτυχισμένος, очень-очень счастливый, дословно: счастливый в тройном объеме.
И по такому же принципу образовываются многие эмоционально окрашенные прилагательные, причастия, наречия: не просто высокий, а четырежды высокий (τετράψηλος), не просто вкусный, а пятьюжды пятью вкусный (πεντανόστιμος), не просто много раз сказанный, а сказанный минимум тысячу раз (χιλιοειπωμένος).
Правильно говорят, что это не мы выбираем язык для изучения, а он нас. Кто бы мог подумать, что именно в греческом найдется достаточно слов, чтобы свободно выразить все эмоции и чувства, не ограничивая себя и свою детскую любовь к преувеличениям. 
С греческим в этом плане мне вполне позволительно "не взрослеть".

Комментариев нет: